Школы. Что выбрать.
- Нужно решить, что вы хотите: 1- напряжённой, часто совместной работы для себя и ребёнка, достаточно высокий уровень тревожности, определяемый возможностью «схода с дистанции» по причине недостаточной подготовленности ребёнка к усвоению сложного для него материала, внимательности, усидчивости и т.д. Но – высокого уровня образования, а также – работающего, конкурентно способного коллектива, состоящего, как правило, из образованных, развитых ребят, где всегда есть за кем тянуться, с кем общаться. Или: 2- достаточно спокойной для всех окружающих жизни, определяемой невысоким уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения, что с другой стороны оставляет свободное время для занятий музыкой, живописью, спортом, иностранными языками и т.д. Но – перспектива поступления в институт в дальнейшем, возможно, будет связана с существенным вложением средств и времени. Если вы согласны на условия, описанные в пункте 1, вас больше привлекают бонусы и перспективы, чем пугают сложности, то стоит ориентироваться на гимназии, расположенные в радиусе 30-40 минут от дома. В противном случае вам больше подойдёт общеобразовательная школа. В некоторых общеобразовательных школах существуют гимназические классы, которые по уровню образования находятся где-то между 1-ми и 2-ми. Кстати, исследование тревожности детей, которое проводилось по выборкам, формировавшимся из учащихся гимназического класса и гимназии (5-7классы) показало, что: 1-уровень тревожности детей гимназического класса выше, по-видимому, из-за постоянно довлеющей угрозы перевода в общеобразовательный класс; 2- тревожность мальчиков выше, чем у девочек. Последнее связанно с их более низкой адаптивностью и более высокой доминантностью, что способствует возрастанию напряжённости. Тревожные дети по полученным данным оказались более сдержанными в общении, чем в среднем по выборке, более эмоционально неуравновешенными, робкими и застенчивыми, ранимыми и гипотимными.
Большое разнообразие общеобразовательных учреждений ставит перед родителями задачу выбора. Мы задали вопрос психологу Елене Александровой, которая имеет дело с проблемами школьного образования: «Как выбрать школу?» – Обучение в разных видах школ имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Выбирая для ребёнка школу, приходится учитывать многие аспекты: и его физиологическое состояние, и уже выраженные способности и предпочтения, и вашу возможность помочь ему при необходимости, и т.д. Например, если ваш выбор пал на гимназию, надо решать, готовы ли вы к напряжённой, часто совместной с ребёнком работе. При этом свободного времени для серьёзных занятий спортом, музыкой, танцами и т.д. остаётся мало, хотя разумная организация труда, достаточная собранность, сосредоточенность ребёнка расширяют диапазон возможностей. Кроме того, обучение в гимназии сопровождается, обычно, высоким уровнем тревожности всех заинтересованных сторон, определяемым степенью возможности «схода с дистанции». И к обучению в гимназии ребёнок должен быть подготовлен, что также требует определённых затрат сил, времени и средств, но это уже отдельная тема разговора. С другой стороны ваш ребёнок будет учиться в работающем, конкурентно способном коллективе в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни. Уровень подготовки, полученный здесь, позволяет успешно конкурировать в выбранных сферах образования и деятельности. Кроме того, именно в школьные годы формируется круг общения, на что также следует обращать внимание.
Обучение в общеобразовательной школе, безусловно, не столь напряжённо, что определяется иным уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения. Меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьёзных занятий спортом, языками, танцами, музыкой и т.д. Можно попробовать себя в самых разных видах деятельности и преуспеть в выбранном направлении. В таком случае некоторая расслабленность процесса учёбы компенсируется напряжением внеучебной деятельности. А надо отметить, что реалии современной жизни требуют определённой готовности к победам и поражениям для успешной самореализации. Хотя получение высшего образования в этом случае, возможно, будет связанно с существенными вложениями средств и времени.
В некоторых общеобразовательных школах существуют гимназические классы, которые по уровню подготовки стоят где-то между вышеописанными школами. Кстати, исследование тревожности детей, которое проводилось по выборкам, формировавшимся из учащихся гимназического класса и гимназии (5-7 классы) показало, что уровень тревожности детей гимназического класса выше, по-видимому, из-за постоянно довлеющей угрозы перевода в общеобразовательный класс. Кроме того, тревожность мальчиков выше, чем девочек, что связанно с их более низкой адаптивностью и более высокой доминантностью. Тревожные дети по полученным данным оказались более сдержанными в общении, чем в среднем по выборке, более эмоционально неуравновешенными, робкими, застенчивыми, ранимыми и вялыми.
Вопрос: – То есть всего, что способствует появлению тревожности у ребёнка стоит избегать? – Как обычно, ответ не однозначен. Тревожность ниже определённого уровня ведёт к расслабленности, апатии, «пофигизму». Тревожность выше определённого уровня снижает работоспособность, ведёт к депрессии. Средний уровень способствует поддержанию рабочего состояния, «формы», не даёт слишком расслабиться, тонизирует.
Вопрос: – А что делать родителям, если они замечают, что их ребёнок плохо спит, нервничает, раздражается по пустякам, говорит, что у него ничего не получается и не получится. Переводить на более щадящий режим обучения? – Прежде всего, надо определить причину повышенной тревожности ребёнка. Если она связанна с недостаточной подготовкой ребёнка к обучению в выбранной вами школе, то своевременная помощь родителей, обычно, помогает преодолеть возникшие сложности. А чтобы помощь была своевременной, отношения между родителями и детьми должны быть доверительными. В противном случае родители узнают о проблемах своего ребёнка слишком поздно. Но повышенная тревожность часто наблюдается и у вполне «благополучных» на первый взгляд детей. И связанна она с завышенным уровнем ожиданий по отношению к ребёнку в семье. Необходимо отметить, что последнее, кстати, не способствует развитию доверительных отношений. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация: ребёнок учится на 4 и 5, а ощущает себя неудачником, неспособным, «аутсайдером» демонстрируя соответствующий тип поведения. Жёсткие требования родителей, нацеленных на получение отличного аттестата, не позволяют ему реально оценить свои достижения. Влияние завышенных требований и ожиданий оказывается прямо противоположно желаемому: вместо стимулирования успехов нагнетается напряжённость и тревожность сверх нормы, провоцируя срывы, разрушая отношения. Особенно отрицательно на психическом состоянии ребёнка сказывается представление о зависимости отношения к нему родителей от его успехов. Причём не имеет значения, действительно ли это так, или лишь демонстрируется родителями для стимулирования активности ребёнка в нужном направлении. Чтобы быть дееспособным ребёнок должен твёрдо знать, что его успехи так же «отдельны» от отношения к нему родителей, «как мухи от котлет». На основе взаимопонимания и взаимоуважения решаются многие сложные проблемы.
Вопрос: Вы рассказывали о государственных школах. Давайте теперь поговорим о частных.
Действительно в последнее время существует довольно много частных и авторских школ. Обучение в них связанно с рядом особенностей. Учебная программа каждого возрастного класса и даже каждой ступени может отличаться от программы соответствующих классов государственных школ, что вызывает определённые проблемы при необходимости перевода ребёнка в другую школу. Во многих частных, авторских школах соответствие в программах с государственными достигается только к последнему классу. Это связанно с тем, что обучение в таких школах часто происходит по программам, методикам, разработанным педагогами школы в соответствии с внутришкольными установками, что иногда, кстати, даёт очень интересные результаты. Поэтому, отдавая ребёнка в частную школу, необходимо выяснить у директора, лицензирована ли она, насколько принятые здесь программы соответствуют программам обучения в государственной школе. А у родителей обучающихся – условия обучения и судьбу выпускников. Маленькие классы, обычные в таких школах, имеют свои плюсы и минусы. Среди 8 человек иногда сложнее найти друзей, чем среди 25, что для детей очень важно. С другой стороны обучение в маленьком классе более индивидуально и, как правило, менее напряжённо. А результат, как всегда, зависит от педагога и готовности ребёнка к обучению. Кстати, наличие в школе бассейна, теннисных кортов и т.д., высокая плата за обучение вовсе не гарантируют его качества. Только – педагогический состав, на что и надо обращать внимание. Многие вопросы выясняются после разговора с директором, который является лицом школы. Кстати это справедливо для всех типов школ.
Вопрос – Елена, а ваши дети, в каком типе школы учатся или учились? – Старший окончил школу N43, средний учился в авторской школе, в Лиге школ, с 8 го класса – в гимназии 1543, которую и заканчивал, младший учится в гимназии 1543. – Спасибо.
Ответы
Как вы наверно заметили, изменились реалии жизни, а с ними и запрос на образование. Простой пример: в вакансиях всё чаще появляется требование – уверенный пользователь ПК. Выпускник гимназии отвечает этому требованию, обычной школы – нет. Ему придётся дополнительно посещать платные курсы. В настоящее время уровень подготовки в школах существенно дифференцирован, есть выбор, его можно реализовать. Лишь отсутствие такового снимет вопрос, надеюсь, что этого не случится.
В первую очередь надо постараться наладить контакт с ребёнком. Совместная игра, чтение, сказки по его выбору помогут вам в этом. Не бойтесь хвалить ребёнка за всё хорошее, чтобы он почувствовал, что его ценят и уважают. Необходимо отделять плохие поступки и отношение ваше к ним от отношения к самому ребёнку. Ребёнок должен знать, что любим. Часто агрессивная реакция ребёнка является защитной от обилия требований, предъявляемых к нему, жёстких рамок, которые ему тесны, ведь он растёт. Может быть, следует предоставлять ему больше самостоятельности, тогда будет за что спрашивать. Вычленение основных «камней преткновения» упрощает ситуацию и стабилизирует её. Ребёнок должен понять, что он не сможет безнаказанно игнорировать ваши требования, ведь если он не слушается, огорчённая мама не сможет почитать, рассказать, поиграть. Это даже не наказания, а следствие его поступков.
Комментарии: